К истокам эфирных масел

   Много веков продолжается обожествление запаха и идет непрерывное изучение пахучих веществ, их лечебного, физиологического и эстетического воздействия на человека.

kleopatra.jpg   Первопроходцем в использовании и получение пахучих масел и мазей был Восток, уже несколько тысячелетий тому назад в Египте строились специальные храмовые мастерские по их производству. В основном благовония использовали для религиозных воскурений и мумифицирования умерших. Но не только - царский двор, жрецы и знатные персоны предпочитали благовонные масла или мази, сделанные на основе оливкового, миндального или кунжутного масел с использованием мирры, душистых трав и других пахучих ингредиентов. Это были первые препараты лечебно-профилактической косметики. Готовились они по стандартным рецептурам, тексты которых были высечены на каменных стенах храмовых мастерских. Были указаны объемные и весовые соотношения компонентов, продолжительность процедур, выходы и потери. Применение благовонных масел в косметических и гигиенических целях имело своей основой давнюю традицию. С древних времен считалось, что смазывание тела жирным маслом облегчает в жару самочувствие человека и тормозит обезвоживание. Это смазывание при дефиците воды в Египте часто заменяло водные гигиенические процедуры, и даже было регламентировано.

     Древние греки и римляне тоже любили ароматные масла и помады, но, несмотря на превращение Египта в римскую провинцию, торговля благовониями, пряностями и драгоценностями оставалась монополией арабских купцов. Эта торговля истощала римскую казну, однако, знать и слышать не хотела о каких-либо ограничениях, благовония, мази и косметика стали непременным атрибутом жизни. В храмах все больше курился фимиам. Император Нерон, например, при погребении жены Поппеи приказал сжечь в жертвенниках сразу годовой запас бесценного ладана. После падения Римской империи и захватом арабами Александрии и всего Египта, приходит правление Арабского халифата. Ислам отверг всякие культовые воскурения, но одобрял благовония для услады чувств. Арабами был разработан важнейший для химической технологии способ перегонки путем кипячения вещества или смеси и последующей конденсации паров. Этот способ стал широко применяться, (начиная с VIII в.), в производстве некоторых химикатов, лекарств и благовоний. Важным техническим усовершенствованием, предложенным арабами, было использование водяного охлаждения для конденсации паров перегоняемого продукта. Именно они стали применять змеевиковые конденсаторы, столь распространенные и сейчас при получении спирта, самогона и чачи. Кстати, и спирт (по-арабски "al kohol") впервые стали производить перегонкой вина арабы. Появление спирта сделало возможным создание современных парфюмерных изделий (духов, туалетных вод и одеколонов) вместо благовонных масел, мазей и протираний, которые готовились на растительных маслах и жирах.

      В древнем Китае также придавали большое значение лечебным свойствам растений. Считалось, что можно предотвратить болезни, используя пахучие растения, воскурения, плоды звездчатого аниса, камфору, гвоздику, корицу, мускус и женьшень. Широко употреблялись благовонные и косметические мази. Китай ввозил из Аравии и Юго-Восточной Азии все известные тогда смолы и благовония. Китайские алхимики искали ключ к бессмертию, для чего экспериментировали с растительными запахами, которые, как они считали, содержали магические силы и души растений. Многие люди носили на шее мешочки с камфорой для активизации работы мозга и защиты от болезней.

     Европа узнала, что такое лимоны, "розовая вода", пахучие мыло из Дамаска, пряности из Индии благодаря крестовым походам XI-XIII в.в. Крестоносцы привезли с Востока в Европу не только благовония, но и знания об их приготовлении. Так как европейцам были неизвестны ароматические деревья Востока, они стали использовать лаванду, розмарин, чабрец и другиеrosovaya voda.jpg средиземноморские растения. Средневековые рукописи содержат различные рецепты приготовления ароматных масел.  Домохозяйки сами изготавливали простые лекарства, а сложные смеси приобретались в аптеках. Вначале четырнадцатого века, когда чума распространилась по Европе, людям советовали носить с собой ароматические шарики и жечь ароматические вещества в домах и на улицах. Поражает тот факт, что процент выживших во время чумы парфюмеров был очень высок. С конца пятнадцатого до начала восемнадцатого столетия было получено около 120 эфирных масел, которые нашли применение в медицинской практике и косметики. В Англии, несмотря на строгие обычаи протестантизма, запретившего роскошь и воскурения в церковных церемониях, королева Елизавета I способствовала применению парфюмерии. Отдушивались мебель, одежда, обои. Приближенные тратили большие деньги на благовония. Вскоре, однако, победил протестантизм, считавший духи принадлежностью полусвета, и почти до конца правления королевы Виктории в Англии сильные запахи считались неприличными. Английским парламентом в специальном предписании 1770 года, было указано, что женщина, соблазнившая мужчину с помощью духов и принудившая его к браку, штрафуется по законам о колдовстве, а брак аннулируется. И все же спрос на парфюмерию в Европе все возрастал. В XVII веке на юге Франции возник новый центр парфюмерии - город Грасс, где не просто смешивали пахучие продукты, а начали выращивать эфиромасличные растения и вырабатывать эфирные масла. Близ Грасса возникли плантации лаванды, розы, жасмина. Сюда стали привозить корни ириса из Италии, санталовое масло из Индии, ваниль из Мексики. Известно, что рабочие парфюмерных фабрик в Грассе практически не болели туберкулезом, хотя среди населения эта болезнь носила чуть ли не характер эпидемии. Позднее было обнаружено, что масло лаванды угнетает туберкулезные бациллы, а масла тимьяна, корицы, лаванды, кедра и дудника активны против сапа и желтой лихорадки.

   В середине XIX века было хорошо известно, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. На Руси в бане по утрам парились вениками из рябины и полыни, их запах наполнял бодростью все тело. Считалось, что запах пижмы, рябины активизирует деятельность головного мозга, а полынный аромат увеличивает силу сокращения мышц. Н.И. Анненков описывает, как в русской и украинской медицине траву чистотела большого использовали для "подкуривания от падучей болезни" (эпилепсии), бодяком обыкновенным окуривали детей от испуга, листья дурмана обыкновенного курили от одышки, синеголовником полевым окуривали роженицу при трудных родах. Для гигиенических целей парфюмерию в России не употребляли вплоть до XVIII века. Ее вполне заменяла традиционная русская баня , на камни которой выплескивали воду с добавками пахучих трав или кваса. Декоративная косметика использовалась довольно редко.  Дамы царского двора и дворянки иногда "сурьмили" брови и наносили на лицо грим и румяна. Расширение контактов с Европой, начиная с XVIII  века, привело к проникновению в Россию напудренных париков, нюхательных солей и косметических помад. Богатые стали умываться "марсельским" или "веницианским" мылом и пудрить парики, а дамы удивляли поклонников французскими благовониями.

  XIX век ознаменовался бурным развитием органической и неорганической химии, и созданием большого количества синтетических лекарственных средств, что привело к постепенному краху естественной медицины. Начиная с этого времени, население поглощает вместе с пищей химические красители, консервирующие вещества, синтетические гормоны и т.д. Во второй половине нашего столетия интерес к ароматерапии вновь стал возрастать. Появилось много названий с приставкой "арома"- косметика, массаж, психология, эротика и др. Причины этого - резкое ухудшение экологической обстановки, многочисленные осложнения, связанные с использованием синтетических препаратов и как следствие -желание человека, используя возможности природы, сделать свою жизнь более радостной, здоровой и счастливой.

Наверх